По материалам МОК «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога» в рамках 2 научно-практической конференции Intel ссылка
Этические основы использования ИКТ
Общепользовательская ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога обязывает знать и соблюдать этические нормы использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Этика (Ссылки на внешний сайт.)определяется словарем как нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей. "Этика – система норм нравственного поведения человека. Порядочный человек не прочтет содержимое дискеты, забытой соседом на рабочем месте, не потому, что это грозит ему наказанием, а потому, что это безнравственный поступок. Он не скопирует программу в отсутствие ее хозяина не потому, что на него могут подать в суд, а потому, что этот поступок осудят его коллеги. Всякий раз, собираясь совершить сомнительный поступок в сфере профессиональной деятельности, человек должен задуматься, соответствует ли он этическим нормам, сложившимся в профессиональном сообществе" - мнение автора (Ссылки на внешний сайт.) учебного пособия по информатике.
Информационная этика (Ссылки на внешний сайт.) — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. (Википедия)
Компьютерная этика (Ссылки на внешний сайт.) - область междисциплинарного исследования, рассматривающая технические, моральные, юридические, социальные, политические и философские вопросы.
Компьютерная этика занимается проблемами:
1) связанными с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;
2) защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;
3) связанными с появлением компьютерных преступлений.
При работе с детьми преподаватель должен ориентироваться на "Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (Ссылки на внешний сайт.)". В законе даны определения понятий "информационная продукция для детей", "информационная безопасность детей", "знак информационной продукции" и прочее. Дана классификация информационной продукции (Ссылки на внешний сайт.) по категориям в зависимости от возраста ребенка.
Дополнительные материалы. Для чтения сайтов на иностранных языках пользуйтесь браузером Google Chrome.
1. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех". Коммуникация и информация (Ссылки на внешний сайт.).
2. Российская программа (Ссылки на внешний сайт.) "Информация для всех".
3. Материалы Европейской региональной конференции (Ссылки на внешний сайт.), организованной Комиссией Франции по делам ЮНЕСКО, 2007 г.
4. Рафаэль Капурро. Информационная этика (Ссылки на внешний сайт.). Основоположник данного направления, автор терминов и определений, например, такого как "ангелетика".
5. Сайт (Ссылки на внешний сайт.)международного центра (Ссылки на внешний сайт.) по проблемам информационной этики (ICIE). Германия. Обратите внимание на список университетов (Ссылки на внешний сайт.), где готовят специалистов данного профиля.
6. О.А., Кононов, О.В. Кононова. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности (Ссылки на внешний сайт.). Авторы дают определение термина "информационная этика", рассматривают кодекс компьютерной этики, рекомендованный международной федерацией по информационным технологиям (IFIP). Страница сайта организации IFIP по направлению Образование (Ссылки на внешний сайт.).
7. И.Л. Галинская. Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика (Ссылки на внешний сайт.).